Дзен-Буддизм в играх: Shadow of the Colossus

879 просмотров Alan_Writer 08.08.2022

Позвольте мне быть предельно ясным: Shadow of the Colossus скучна. Она скучна, как фильмы Киаростами, или картина Жана Леона Жерома.


Жером Жан-Леон - Караван, проходящий мимо колоссов Мемнонских Фив.

Shadow of the Colossus — это игра, и в то же время это нечто большее, гораздо большее. В ней рассказывается история молодого человека Вандера, который прибывает в запретный храм, чтобы оживить девушку Моно. Отношения между ними неизвестны, но ясно, что он готов сделать все возможное, чтобы вернуть Моно к жизни, даже пожертвовать собой. Оказавшись в храме, он просит помощи у Дормина, существа, которое, как говорят, обладает силой возвращать душу в мертвые тела. Дормин отвечает, что это может быть сделано при условии, что Вандер уничтожит шестнадцать статуй, лежащих в храме, победив, используя древний меч, который он украл из своей деревни, шестнадцать колоссов. К сожалению, Вандер не знает, что сама сущность Дормина была воплощена в шестнадцати статуях, чтобы ограничить его силу. Дормин - Зло, и он использует Вандера, чтобы вернуть себе силу. Таким образом, Герой начинает исследовать землю на своем коне Агро, разыскивая колоссов и убивая их всех одного за другим. Тем временем к храму подходит группа воинов во главе с Эмоном, чтобы остановить его. Вернувшись в храм, после того как он убил последнего Колосса, Вандер показывает следы владения Дормина: бледную кожу, белые глаза и пару рогов на голове. Эмон приказывает одному из воинов убить его. Однако Дормин, вернувшись к власти, берет под контроль его тело и превращает его в гиганта. Затем Эмон бросает древний меч в небольшой бассейн в поклоняющемся храме, создавая вихрь света, который снова запечатывает Дормина, надеюсь, навсегда. Выполнив свою миссию, группа воинов уезжает из храма, разрушая мост позади себя, раз и навсегда изолируя запретную землю от остального мира. В финальных сценах Моно, воскресшая, встречает хромого Агро, который упал в реку, чтобы спасти Вандера незадолго до последнего Колосса, и вместе идет к бассейну, где они находят младенца мужского пола с рогами на голове. Она берет ребенка и вместе с Агро идет в секретный сад на вершине храма.

Shadow of the Colossus своеобразна по нескольким причинам. Живых персонажей очень мало: Вандер, Агро и Колоссы, конечно же, Дормин, который всего лишь голос, Моно и воины, в конце игры. Вот и все. В отличие от большинства других игр, здесь нет второстепенных персонажей, которых нужно победить, даже почти нет животных, всего несколько птиц и ящериц на всей земле. Побродите по этому огромному ландшафту в одиночестве, почти в тишине.


Еще один аспект, отличающий SOTC от других игр, заключается в том, что мы находимся не на той стороне. И мы не знаем этого до конца игры, чувствуя своего рода вину. Бродяга со своим эгоистичным желанием убивает 16 невинных великанов, которые были там только для того, чтобы спасти нас от всемогущего Зла. Вандер — плохой персонаж: он крадет древний меч, он не подчиняется закону и идет в запретные земли, он убивает колоссов, а помогающие ему мы — часть его зловещего плана.

С точки зрения чисто игровых навыков, убить колоссов несложно. У Героя всего два оружия: лук и древний меч. Он должен найти слабые места Колоссов и поразить их мечом. Поиск этих слабых мест — своего рода головоломка, и весь процесс требует терпения и повторяющихся жестов.

Все эти аспекты вместе с одиноким и почти монохромным пейзажем делают Shadow of the Colossus дзен-приключением. Как и в чайной церемонии или в саду камней, то, что мы видим и делаем, — это не более чем представления, суть которых практика над умом.


Приготовление чая — это парадигма повседневных действий, которые даже в своей простоте, если их точно выполнять, могут привести к истине через понимание природы и ценности настоящего момента. Точно так же, чтобы убить Колосса, каждое простое движение в SOTC должно быть откалибровано и повторено для достижения совершенства. Эстетически цветовая палитра игры напоминает простоту японских керамических горшков, где цвет не должен отвлекать от видения истинной сути объекта, как и роскошная конюшня не должна восхвалять великолепия лошади.


В японской «чайной церемонии», эстетика Ваби-Саби играет фундаментальную роль. Ваби-саби постулирует три простые истины: ничто не вечно, ничто не закончено, и ничто не идеально. Мы находим эти три жизненных учения во всём игровом процессе. Всё непостоянно, физически и образно. Человеческие постройки, такие как храмы и мосты, каменные идолы в храме поклонения, рушатся, когда Герой и Колоссы взаимодействуют с ними. То, что было мертво, как Моно, теперь живо, и наоборот. Ничего не закончено. Здания не закончены, и даже история не заканчивается, поскольку переродившемуся маленькому Вандеру суждено снова жить и расти в скрытом саду. Нет ничего идеального, начиная от хромого Агро в конце игры, заканчивая одержимым Вандером, на котором видны все следы износа жизни.

В этом смысле, Вандер напоминает нам, что мурашки по объекту придают ему большую медитативную ценность, добавляя к нему историю. Искусство Кинцуги подчеркивает эту концепцию, заполняя трещины и неровности золотом.


Если вы потратите достаточно времени на анализ игры, то обнаружите в ней множество отсылок к дзенскому подходу к жизни, что делает Shadow of the Colossus скорее упражнением, чем игрой. Таким образом, те кто считают игру пустой и не о чём, удивительно правы в своём описании, с точки зрения Буддизма, она буквально о НИ ЧЁМ, но в то же время обо всём.

Теги: Киаростами, Zen, SotC, дзен, Ваби-Саби, Тень Колоссов, Shadow of the Colossus, кинцуги
0 Комментариев